Совершенствование форм работы по профилактике противоправного поведения

«Совершенствование форм работы по профилактике противоправного поведения»

«Формы, приемы и методы работы по профилактике правонарушений»

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы. Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность. В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения. Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками. Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например,

рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения не считаются положительными качествами личности. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена. Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям. Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении учителя увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью такой деятельности является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача учителя заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка. Формы и методы индивидуально-профилактической работы, используемые педагогами

1. Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление не обучающихся детей, участие в рейдах и т. д.) 2. Посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка, выявления условий, необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпрепровождением. 3. Лекции, беседы, тренинги для родителей. 4. Вовлечение детей в кружковую работу. 5. Дополнительные занятия с ребенком. 6. Перевод ребенка в другую школу, другой класс. 7. Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании ребенка. 8. Направление в органы социальной защиты за социальной, материальной помощью. 9. Индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога (с согласия) с семьей. 10. Помощь в восстановлении нормальных отношений детей с родителями. 11. Информационная поддержка родителей, детей. 12. Диагностика: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных работ и т. д.), педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности), комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе).

Памятки для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. 1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки. • Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе. • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса. • Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому). • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком. • Беседа психолога с этим учащимся. • Беседа социального педагога с прогульщиком. • Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы. • Вызов на педагогический совет школы.

2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника. • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения. • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др. • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.). • Приобщение к общественной жизни класса и школы. • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. • Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями. • Посещение учащегося на дому.

3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы. • Знакомство учащихся с правилами поведения в школе. • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы. • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали. • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный

пример учителя в культуре речи и общении. • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.). • Организация дежурства по классу и школе. • Организация генеральной уборки классов, территории школы. • Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях. Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании. • Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.). • Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.). • Индивидуальная беседа с учащимся, замеченными в распитии спиртного или курении. • Информирование родителей этого ученика. • Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика. • Направление учащихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям. • Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.

5. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности • Выявление семей, ограниченных в материальных средствах. • Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения. • Помощь в определении учащихся в летний оздоровительный лагерь при школе. • Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул. • Активизация профориентационной работы среди под