Родителям первоклассников на заметку

Родителям первоклассников на заметку.

Психологические особенности первоклассников

Ребенок на пороге новой жизни.  Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни.

В этот период меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Став школьником, ребенок оказывается на «первой ступени общественного положения». Он уже не маленький ребенок, он – школьник. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.

Адаптация первоклассника к школе.  Поступление в школу для первоклассника – это новая деятельность, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целая система новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.

Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих- растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.

Особенности психического развития первоклассников.  Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

Из-за не завершенности формирования важных, специфически человеческих отделов головного мозга, несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях организации деятельности и эмоциональной сферы. Первоклассники особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработке материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью (в связи с возр. особ.).

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

Первоклассники, уже перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством воспитывающих и обучающих его взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость нового положения и деятельности, повысить его самооценку, придаст ему больше уверенности.

Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

Нельзя с ребенком заниматься только уроками: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, по-прежнему принимать участие в играх ребенка. Важно быть спокойными, так как ребенок может просто «заразиться» вашим тревожным состоянием.

Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

 Не пропускайте трудности, возможные на начальном этапе овладения учебными навыками. Если есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Терпеливо учите детей реагировать на требования окружающих, они должны понять, что требования взрослых выполняются обязательно. Доброжелательно обсуждайте с ребенком причины ссор, учите принимать во внимание настроение и желание другого человека.

Постарайтесь взглянуть на мир глазами Вашего ребенка. Это–  основа для взаимопонимания.

Чаще хвалите и поддерживайте чадо в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Недопустимо ругать ребенка, если он оказался в чем-то несостоятельным, а тем более оскорблять его в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

Не сравнивайте  своего ребенка с кем-либо, не ставьте никого в пример, он сам выберет себе пример для подражания. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.

Взвесьте дополнительные интеллектуальные нагрузки. По силам ли ему ещё музыкальная или художественная школа? А может его лучше записать в бассейн – два занятия в неделю снимут и статистическую, и психическую усталость.

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Общаясь с ним – радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.

 

 

Вопросы на которые должен отвечать первоклассник

1.Сколько лет папе (маме, сестре, брату). Когда их дни рождения.
2. Где
 и кем работает папа (мама).
3. Какой
 размер обуви у тебя.
4. Как
 вдеть нитку в иголку.
5. Как
 пришить пуговицу.
6. Что
 делать, если ты порезал себе палец.
7. Что
 делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит.
8. Как
 звонить по телефону.
9. Ты
 купаешься (в реке). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды.
10. Где
 нельзя есть мороженое.
11. Как
 вести себя за столом.
12. Когда
 пчела кусает. Отличие пчелы от осы.
13. Что
 можно есть, если болит живот.
14. Чего
 нельзя есть, если болит зуб.
15. После
 какой еды хочется пить.
16. Сколько
 и когда можно пить в жару.
17. Как
 вымыть грязную посуду.
18. Какая
 картошка быстрее варится — целая или резаная. Как ее жарить.
19. Как
 правильно почистить картошку старую и молодую. Как чистить морковь.
20. Куда
 девать остатки пищи, негодные к употреблению.
21. Как
 заварить чай. Сколько сахара надо положить в стакан чая.
22. Сколько
 стоит буханка белого (серого) хлеба.
23. Можно
 ли купать собаку так же, как кошку. Если можно, то как?
24. В
 квартире запахло газом. Что делать?
25. Как
 почистить обувь, постирать рубашку.
26. Где
 лед толще — у берега или в середине водоема?
27. На
 полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду — сухой или влажной?
28. Почему
 посетителям зоопарка нельзя кормить зверей.
29. Какой
 мусор нужно подметать мокрым веником.
30. Как
 вести себя в гостях.
31. Что
 больше всего любит папа (мама).
32. Почему
 нельзя играть на строительной площадке.
33. Сколько
 кусочков хлеба тебе нужно на обед.
34. За
 сколько минут ты добираешься в школу пешком.
35. Как
 бороться с мухами, комарами, тараканами.
36. Какой
 твой адрес (номер домашнего телефона).
38. Как
 ухаживать за комнатными цветами.
39. Электрический
 прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?
40. Стеклянная
 вещь (стакан) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?
41. Мяч
 полетел на мостовую. Как поступить?
42. Землетрясение
 произошло ночью. Что делать?
43. Укусила
 собака. Что делать?
44. Перед
 тобою раненая птица. Как поступить?
45. Как
 без циркуля нарисовать правильный круг.
46. Как
 без линейки провести прямую линию.
47. Во
 время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?
48. Что
 делать со старыми газетами и тетрадями.
49. В
 кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?
50. Во
 время дождя, перед домом образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход.