Профилактика

Подари семью детям

Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Молодежь против наркотиков

Профилактика – лучший способ предотвращения противоправного поведения

Профилактика – лучший способ предотвращения противоправного поведения

Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. Особое внимание прокуратурой уделяется профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также профилактике подросткового пьянства, наркомании и токсикомании, которые зачастую являются предпосылками для совершения подростками таких преступлений, как хулиганство, грабеж, угон и других.

 Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

 Несовершеннолетние при нахождении в учебных заведениях, на предприятиях, в кинотеатрах, парках, скверах, на стадионах, пляжах, во дворах, на улицах, при проездах в городском и загородном транспорте и в других общественных местах обязаны строго соблюдать правила поведения и правопорядок, с достоинством и честью нести высокое звание гражданина Республики Беларусь.

1. Несовершеннолетние обязаны: 1.1. Быть всегда дисциплинированными, вежливыми со старшими, внимательными и предупредительными к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям, показывать пример культуры поведения младшим. 1.2. Беспрекословно выполнять требования должностных лиц, работников милиции, родительского, учительского патруля и других представителей общественности. Быть нетерпимыми к аморальным и антиобщественным поступкам. 1.3. Бережно относится к государственной собственности личному имуществу граждан, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, не опускать порчу зелёных насаждений, загрязнения рек и водоёмов, беречь природу и охранять её богатства. 1.4. Заботиться о сохранности исторических памятников и других культурных ценностей нашей Родины. 1.5. Знать и строго выполнять правила дорожного движения и противопожарной безопасности. 2. Несовершеннолетним до 18-летнего возраста запрещается: 2.1. С 22 ч. до 6 ч. в течение учебного гoдa, с 23 ч. до 6 ч. в период каникул и в выходные дни находиться в общественных местах без сопровождения родителей или лиц их заменяющих. 2.2. Распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, а также играть с легковоспламеняющимися, взрывчатыми веществами, самопалами, ножами, рогатками, разжигать костры. 2.3. Купаться в неустановленных для этого местах. 2.4. Портить стены и оборудование в подъездах домов, лифтах, автобусах и других общественных местах. 2.5. Находиться на крышах, чердаках и в подвалах домов на территориях предприятий и учреждений. 2.6. Выражаться в общественных мессах нецензурной бранью, курить, распивать спиртные напитки. Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и др. — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время отмечается значительный рост противоправного поведения несовершеннолетних. Более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое.  Первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для подростка возникают при нарушении закона.  Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, которые обусловливаются особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием. Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения. Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Наблюдаются тенденция “омоложения” преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов - количество 14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.  Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным “барометром”, определяющим катастрофически ухудшающееся состояние “здоровья” общества. Криминологические, социологические и психологические особенности поведения несовершеннолетних свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние условия их жизни и воспитания в предшествующие годы.  В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, подростки, бросившие учебу в школах С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье. Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о “несправедливости” законов, о “незаконном” осуждении. Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее “уязвимой” частью общества. “Уязвимость” заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, несформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать дeньги” и добывать желаемое в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.  Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства.  Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне экономической нестабильности, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока, причины патологического развития личности несовершеннолетних зачастую кроются в асоциальности и аморальности родителей. В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость. Данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних. Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних - «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними» (Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Конвенция о правах ребенка в статье 17 подчеркивает необходимость обеспечения ребенка « информацией и материалами из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка», провозглашает, что «образование ребенка должно быть направлено на: воспитание уважения к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе». Закон «О правах ребенка» определяет цели государственной политики в интересах детей: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности .  Деятельность по предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принципах «законности, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основной задачей этой деятельности является «предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».  Международное сообщество и наше государство уделяет большое внимание профилактической работе по предупреждению правонарушений подростков. 

свернуть

Совершенствование форм работы по профилактике противоправного поведения

«Совершенствование форм работы по профилактике противоправного поведения»

«Формы, приемы и методы работы по профилактике правонарушений»

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы. Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность. В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения. Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками. Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например,

рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения не считаются положительными качествами личности. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена. Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям. Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении учителя увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью такой деятельности является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача учителя заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка. Формы и методы индивидуально-профилактической работы, используемые педагогами

  1. Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление не обучающихся детей, участие в рейдах и т. д.) 2. Посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка, выявления условий, необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпрепровождением. 3. Лекции, беседы, тренинги для родителей. 4. Вовлечение детей в кружковую работу. 5. Дополнительные занятия с ребенком. 6. Перевод ребенка в другую школу, другой класс. 7. Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании ребенка. 8. Направление в органы социальной защиты за социальной, материальной помощью. 9. Индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога (с согласия) с семьей. 10. Помощь в восстановлении нормальных отношений детей с родителями. 11. Информационная поддержка родителей, детей. 12. Диагностика: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных работ и т. д.), педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности), комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе).

Памятки для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. 1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки. • Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе. • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса. • Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому). • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком. • Беседа психолога с этим учащимся. • Беседа социального педагога с прогульщиком. • Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы. • Вызов на педагогический совет школы.

  1. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника. • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения. • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др. • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.). • Приобщение к общественной жизни класса и школы. • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. • Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями. • Посещение учащегося на дому.
  2. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы. • Знакомство учащихся с правилами поведения в школе. • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы. • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали. • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный

пример учителя в культуре речи и общении. • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.). • Организация дежурства по классу и школе. • Организация генеральной уборки классов, территории школы. • Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях. Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании. • Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.). • Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.). • Индивидуальная беседа с учащимся, замеченными в распитии спиртного или курении. • Информирование родителей этого ученика. • Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика. • Направление учащихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям. • Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.

  1. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности • Выявление семей, ограниченных в материальных средствах. • Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения. • Помощь в определении учащихся в летний оздоровительный лагерь при школе. • Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул. • Активизация профориентационной работы среди под

 

свернуть

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствия

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую

- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

- Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Признаками проблемных детей могут являться: уклонение от учебы; низкая общественно-трудовая активность; негативные проявления (употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, курение, тяга к азартным играм); повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  3. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

  1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
  2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

В настоящее время на особом внимании стоит вопрос детской преступности. За 11 месяцев 2017 года на территории Речицкого района зарегистрировано 18 преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Наибольшее количество из совершенных преступлений составило: хулиганства (ст. 339 УК РБ) –7 фактов, и кражи – (ст. 205 УК РБ) - 9. Выросло количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними – 183 (2016г.-148). Особое внимание привлекает количество правонарушений квалифицированных кодексом об административных правонарушениях по ст. 17.1 - мелкое хулиганство. Таких правонарушений в текущем году совершено 66, в то время как за аналогичный период прошлого года их было только 39.

Как прокомментировал данную тему Заместитель начальника Речицкого РОВД подполковник милиции Гордунов Виктор Григорьевич общий возраст привлечения к административной и уголовной ответственности начинается с 16 лет, но в определенных случаях он снижен до 14, и это связано с тем, что в данном возрасте гражданин в полной мере осознаёт противоправность своего поведения. Особенно хочется затронуть тему потребления несовершеннолетними спиртных напитков, продолжает Виктор Гордунов. Согласно ст.17.3 КоАП РБ за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии опьянения предусмотрен штраф до восьми базовых величин, а в случае повторения данного проступка в течении года сумма штрафа увеличена - от двух до пятнадцати базовых величин.

Все знают о пагубном влиянии алкоголя, особенно на несовершеннолетний организм, в связи с чем и существует возрастной ценз продажи спиртных напитков – 18 лет. Тем не менее спиртное оказывается в руках подростков. В данной связи хочется напомнить совершеннолетним гражданам, что за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.4 КоАП РБ, а нарушителю грозит штраф десяти до тридцати базовых величин. В то же время предусмотрена ответственность и продавцов, за реализацию спиртного несовершеннолетним, отмечает Виктор Григорьевич. В случае возникновения сомнений в возрасте покупателя продавец обязан потребовать документ удостоверяющий личность. Лицам, пренебрегающим данными требованиями либо попустительски относящимися к своим должностным обязанностям грозит штраф от двадцати до пятидесяти базовых величин (ст.12.17 КоАП).

В завершение темы хочется обратить внимание родителей на контроль за времяпрепровождением своих детей, а также напомнить, что родители обязаны обеспечивать сопровождение своих несовершеннолетних детей, не достигших 16-летнего возраста, вне жилища в ночное время с 23ч. до 06ч. Нахождение несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет вне жилища без сопровождения взрослых влечет административную ответственность для его родителей. ( Статья 17.13 КоАП РБ)

 

свернуть

Почему я должен говорить с ребенком о СПИДе ?

Потому что детям всех возрастов необходимо все знать об этой страшной болезни.
Дети слышат о СПИДе с экрана телевизора, в школе, и от друзей во дворе. Многое из того, что им рассказывают, не соответствует истине!
У детей возникает много вопросов и тревог относительно СПИДа. Кто лучше родителей сможет на них ответить? 
Получение ребенком информации о СПИДе должно быть систематическим.
Лучший способ научить вашего ребенка тому, как защититься от СПИДА состоит в том, чтобы говорить о нем: 
в неформальной обстановке много раз повторяя, поскольку ваш ребенок растет, и у него могут появляться все новые и новые вопросы.
Что надо знать о СПИДе:
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — смертельно опасная болезнь.
 СПИД вызывается вирусом называемым ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). 
Люди заражаются ВИЧ главным образом двумя способами через незащищенный секс (влагалищный, анальный или оральный) с человеком, инфицированным ВИЧ.
совместно используя иглу, чтобы ввести наркотики, с человеком, инфицированным ВИЧ.
Другие способы распространения ВИЧ:
  • совместное использование с ВИЧ инфицированным иглы в других целях. Например, при прокалывании ушей или нанесении татуировки.
  • от больной матери — ребенку во время беременности, в момент рождения, или через кормление грудью.
  • через донорскую кровь. К счастью, заражение ВИЧ этим способом маловероятно сегодня. Дело в том, что все доноры тщательно обследуются, и их кровь обязательно тестируется на наличие ВИЧ, прежде чем используется.    
Дополнительная информация о СПИДе и ВИЧ
Каждый может быть инфицирован ВИЧ
Это не имеет значение, кто вы — мужчина или женщина, молодой или старый, гомосексуалист или гетеросексуал. Только ваше легкомыслие может стать причиной заражения ВИЧ.
ВИЧ-инфицированные люди могут хорошо выглядеть и чувствовать себя вполне здоровым
Многие даже не подозревают, что они инфицированы. И именно они чаще всего являются распространителями ВИЧ-инфекции.
ВИЧ не передается в повседневных контактах с людьми
Безопасно:
  • касаться и даже обнимать инфицированного
  • пользоваться одними умывальниками, туалетами, ванными
  • купание в бассейнах и водоемах
  • питаться с ВИЧ инфицированными в местах общественного питания
ВИЧ и СПИД могут быть предотвращены если:
  • не вступать в беспорядочные половые связи
  • не вводить наркотики или совместно использовать иглы по любой другой причине
  • избегать прямого контакта с кровью другого человека (например, через ритуалы — "брат крови" или "сестра крови")
Секс может быть безопасен при следующих условиях
Вы не можете заразиться ВИЧ, если и вы и ваш половой партнер абсолютно уверены в том, что:
  • Вы не инфицированы ВИЧ
  • Вы никогда не использовали иглы совместно с кем-либо
  • Вы никогда ни с кем более не вступали в половые связи
  • Вы предполагаете иметь секс только друг с другом
Презервативы способны защитить от ВИЧ-инфекции
Но их необходимо правильно использовать каждый раз, когда вступаете в интимную связь. И, к тому же, презерватив может порваться. Именно поэтому, строго говоря, секс с презервативом следовало бы назвать не "безопасным", а "более безопасным".
Это - основные факты, которые необходимо знать о ВИЧ и СПИДе. 

Как говорить о СПИДе маленьким детям

Вы знаете вашего ребенка лучше всех. Поэтому именно вам и следует решить, что следует ему рассказать. Приведем здесь несколько вариантов того, что можно сказать вашему ребенку:

Дети до 5 лет.

Не нуждаются в подробностях. Они хотят быть уверены в безопасности — своей и вашей.
Скажите им, например:
  • "Заразиться СПИДом маленькому ребенку очень трудно, почти невозможно"
  • "СПИДом нельзя заразиться так же как, например простудой"
Вопросы, которые может задать ребенок этого возраста
И возможные ответы:
  • вопрос: "А, правда, что если я буду плохо себя вести, я заболею СПИДом?"
    ответ: "Нет. Если дети себя плохо ведут, они не заболевают СПИДом". Рекомендуем добавить что-нибудь вроде: "Зато папа может снять ремень и...".
  • вопрос: "А могу я заразиться СПИДом, когда мне делают прививку?"
    ответ: "Нет. От прививки заразиться СПИДом нельзя"

Дети до 7 лет.

Более способны к усвоению базовых данных относительно СПИДа.
Скажите им, например:
  • "СПИД — болезнь, которая возникает из-за инфекции, которая попадает в кровь".
  • "Безопасно ходить в школу и играть с ребенком, болеющим СПИДом".
  • "Опасно прикасаться к чьей-либо крови".
Вопросы, которые может задать ребенок этого возраста
  • вопрос: "Как люди заболевают СПИДом?"
    ответ: "Большинство подростков и взрослых заражаются СПИДом, если пользуются одними и теми же иглами с больными СПИДом, когда принимают наркотики. Можно заразиться и занимаясь сексом, если не позаботиться о том, чтобы предохранить себя от заражения".
  • вопрос: "А дети могут заразится СПИДом?"
    ответ: "Очень немногие дети болеют СПИДом. Большая часть из них заразились еще до своего рождения, потому что их матери были больны." 

Разговор с детьми от 8 до 12 лет

Детям, возраст которых приближается к переходному (и детям переходного возраста) необходимы более полные знания о сексе и контрацепции. А так же о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы.
Поговорите с ними, например, о:
  • половой зрелости — развитии груди, менструациях, поллюциях, и т.д.
  • что значит "половой акт" (ваш ребенок может думать, что это значит "обниматься и целоваться")
  • контрацепции — и в частности о презервативах — средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию
  • ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем), включая ВИЧ
  • опасности алкоголя и наркотиков
Типичные вопросы
И возможные ответы.
  • вопрос: "Я нормален?"
    ответ: объясните, что каждый человек развивается по-своему и размер груди или полового члена не имеет никакого отношения к половой способности.
  • вопрос: "Когда люди уже достаточно взрослые, чтобы заниматься сексом?"
    ответ: "Секс — больше чем физическое действие. Самым лучшим для детей, поэтому, будет дождаться совершеннолетия, когда человек уже эмоционально и физиологически более готов к половому акту"

Разговор с подростками (13-17 лет)

Подростки испытывают постоянный соблазн к употреблению алкоголя, наркотиков, и занятиям сексом. Об этих вещах они должны услышать от родителей, а не от своих приятелей.
Поговорите с вашим ребенком о сексе, наркотиках и СПИДе!
Это может быть трудным разговором. Но, имейте в виду что:
  • риск заразиться ВИЧ для подростка вполне реален
  • Вы не можете постоянно следить за тем, что делает ваш ребенок
  • Но! Вы должны убедить вашего ребенка принимать верные решения.
Как начать разговор
  • Обдумайте, что и как вы хотите сказать вашему ребенку.
  • Признайтесь, что чувствуете себя неуверенно, начиная разговор. Скажите что-нибудь вроде: "Я не знаю, что и как тебе сказать. Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они этого не делали".
  • Можете начать, сказав, что многие ВИЧ инфицированные заразились в подростковом возрасте. 

Что необходимо знать каждому подростку

Подумайте о том, что дорого вам самим — и, в частности, о том, что желаете видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Поговорите с ребенком на следующие темы:
  • как распространяется ВИЧ
  • о пользе того, чтобы повременить с сексом
  • о безопасных альтернативах секса
  • о пользе воздержания от алкоголя и наркотиков
  • как сказать "нет"
О пользе того, чтобы повременить с сексом
Не заниматься сексом в подростковом возрасте — значит, в первую очередь, не подвергать себя опасности заражения СПИДом и другими ЗППП. Кроме того, те подростки, которые воздерживаются от секса до совершеннолетия:
  • не рискуют испытать других неприятных ощущений, которые может вызвать половой акт у неготового к нему подростка — например, чувства вины, обиды, разочарования и т.д.
  • избегают нежелательной беременности — младенец может сделать жизнь подростка очень трудной
  • способны научиться строить отношения с противоположным полом на основе дружбы и взаимоуважения, а не на одном только сексуальном влечении.
О безопасных альтернативах секса
Объятиях, фантазиях, мастурбации, массаже и "сухих поцелуях". Попытайтесь внушить Вашему ребенку необходимость "вовремя остановиться", чтобы вдруг не оказаться с кем-нибудь в одной постели.
О пользе воздержания от алкоголя и наркотиков
Употреблять их — это, во-первых, противозаконно, во-вторых — вредно для здоровья, в третьих — грозит заражением СПИДом, так как, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, у человека снижается чувство самоконтроля. Известно, что около 80% больных заражаются именно в состоянии опьянения.
Как сказать "нет"
Научите подростка тому, что он должен сказать. Например, если кто-то говорит вашей дочери: "Если бы ты меня действительно любила, ты бы не отказалась спать со мной" — ваша дочь может ответить: "Если ты любишь меня по-настоящему, то не будешь заставлять меня делать то, к чему я не готова".
Типичные вопросы, которые задают подростки
И варианты ответов.
  • вопрос: "Что такое безопасный секс?"
    ответ: "Это секс с использованием презерватива. Если каждый раз для влагалищного, анального или орального секса человек использует презерватив, говорят, что он занимается "безопасным сексом". Важно правильно надеть презерватив, иначе он может порваться".
  • вопрос: "Может ли девушка, принимающая противозачаточные пилюли, заразиться СПИДом?"
    ответ: "Да. Эти пилюли предохраняют только от беременности, но не от СПИДа или другого ЗППП."
  • вопрос: "Если двое верны друг другу, то секс безопасен, не так ли?"
    ответ: "Не совсем так. Занимаясь сексом, ты как бы занимаешься им со всеми теми, с кем твой партнер когда-либо вступал в половые связи. Поэтому даже если вы сейчас верны друг другу Ваша безопасность не стопроцентная." 

Не прекращайте беседовать с детьми о СПИДе!

К сожалению, человечеству, вероятно, не скоро удастся избавиться от ВИЧ-инфекции. Поэтому советуем вам никогда не прекращать бесед с ребенком о СПИДе. Приведем еще несколько рекомендаций.
Для детей всех возрастов
  • Ищите любую возможность поговорить с ребенком о СПИДе в повседневной жизни — например, когда по телевидению показывают какой-либо сюжет о СПИДе.
  • Честно отвечайте на вопросы ребенка. Если вы не знаете ответа, скажите это. С ребенком постарше постарайтесь найти ответ вместе.
  • Читайте вашему ребенку о переходном возрасте, сексе, СПИДе, и т.д. Выберите такую литературу, чтобы она соответствовала возрасту вашего ребенка.
  • Поделитесь с ребенком своими взглядами на жизнь. Но учтите и то, что ребенок может проверить их, прежде чем сделать собственными.
  • Прививайте вашему ребенку сострадание к людям больным СПИДом. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь в борьбе против СПИДа.
Для самых маленьких
  • Запретите вашему ребенку подбирать предметы, которыми можно порезаться или уколоться, типа битого стекла, ножниц или игл.
  • Научите ребенка правильно называть все части тела.
  • Избегайте слишком углубляться в подробности. Например, скажите ребенку, что секс — это когда двое взрослых особым образом спят в одной постели, чтобы показать, как они любят друг друга.
Для детей от 5 до 8 лет
  • Используйте конкретные примеры. Например, при перевязке пореза вы можете объяснить ребенку то, что любой порез — это "открытые ворота" для инфекции. Именно поэтому при каждом ранении кожи необходимо тщательно обрабатывать рану
  • Исправляйте неправильные представления ваших детей. Например, существует миф о том, что СПИДом можно заразиться от комариного укуса (ВИЧ не выживает в организме насекомого).
Для детей от 9 до 12 лет
  • Убедите вашего ребенка обращаться со всеми вопросами к вам, а не к приятелям на улице или в школе.
  • Если ребенок сам смущается или стесняется сам задавать вопросы о сексе, СПИДе и т.д., проявите инициативу — сами начните разговор.
Для подростков
  • Не ждите пока подросток сам заговорит на эту "запретную" тему. Начните разговор, спросив подростка о том, что он сам думает по этому поводу.
  • Будьте готовы обсудить с ребенком любой вопрос.
  • Пусть для вас и вашего ребенка не будет "запретных" тем для разговора. И не читайте подростку нотаций! Тогда он с большей охотой будет обращаться к вам за советом, при возникновении каких-либо проблем.
 
Несколько типичных вопросов, которые задают родители.
  • вопрос: "Что я скажу про гомосексуализм?"
    ответ: Вы можете сказать, например, что гомосексуалисты — это мужчины, которые влюбляются в мужчин, и женщины, которые влюбляются в женщин. Причиной этого явления чаще всего является плохое воспитание.
  • вопрос: "Как я могу защитить своего ребенка?"
    ответ: Помогите вашему ребенку обрести позитивную самооценку. Уверенный в себе ребенок расположен принимать трезвые решения, связанные с сексом, алкоголем и наркотиками.
  • вопрос: "Что мне делать если мне кажется, что мой ребенок ведет активную половую жизнь?"
    ответ: Только не надо бранить его и обвинять! Спросите лучше, знает ли ваш ребенок о том, как нужно предохраняться от беременности, ВИЧ-инфекции и венерических болезней, Тактично исправьте все неправильные представления подростка об этих вещах и поделитесь с ним своими взглядами. Объясните подростку, что даже тот, кто раньше уже занимался сексом вполне может в будущем сказать "нет".
Дарите ребенку свою любовь и уделяйте ему больше времени!
свернуть

Рекомендации  родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков

Рекомендации  родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.  Нельзя критиковать подростка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить подростка от родителей.

  1. Ограничивайте доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если подросток все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.
  2. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенных ответственности.
  3. Для того чтобы избежать возникновения привязанности подростка к компьютеру, разнообразьте круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания подростка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).
  4. Воспитание подростка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Покажите растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Родителям необходимо:

  1. Постараться регламентировать время, проводимое подростком за компьютером.
  2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  3. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, подросток начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики... Но для этого необходима помощь заинтересованного взрослого.
  4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если подросток склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

Основными критериями, определяющими появление компьютерной зависимости, можно считать следующие:

  • беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого;
  • болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы;
  • нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям;
  • значительное эмоциональное отчуждение;
  • ухудшение памяти, внимания;
  • снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
  • ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения,
  • подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
  • уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
  • пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
  • появление таких черт характера, как изворотливость, лживость;
  • неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
  • приступы депрессии, страха, тревоги. 

Ведите детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться.

свернуть

Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы

Половая свобода и половая неприкосновенность личности — это часть прав и свобод личности, установленных и гарантированных Кон­ституцией Республики Беларусь.

Половая свобода относится к жизнедеятельности лиц, достигших по общему правилу совершеннолетия, либо в некоторых случаях - шестнадцати лет. Каждый человек, достигший этого возраста, реализует половую свободу по собственному усмотрению. Половая неприкосновенность любого человека во всех случаях защища­ется государством. Нарушение половой неприкосновенности всегда на­рушает и половую свободу.

Когда речь идет о половой свободе или половой неприкосновенности, то имеются в виду прежде всего отношения полов, которые в определен­ной степени регулирует Кодекс о браке и семье. Он способствует установлению цивилизованных отношений и в половой сфере между муж­чиной и женщиной. Однако эти отношения в большей степени основы­ваются на моральных нормах, которые приемлемы для данного общест­ва. В одних случаях нарушение норм морали вызывает лишь осуждение окружающих, в других, когда действие таких норм оказывается исчер­панным, речь идет о нарушениях половой свободы и половой неприкос­новенности, преследуемых уголовным законом.

В главе 20 УК «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» предусмотрена ответственность занасильственные действия в сексуальной сфере и ответственность за действия, грубо нарушающие моральные нормы поведения в отношении несовершен­нолетних и малолетних в этой же сфере, но без насилия. Эта главасодержит семь составов преступлений.

В группу преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы включены следующие составы преступлений:

  1. Статья 166. Изнасилование;
  2. Статья 167. Hасильственные действия сексуального характера;
  3. Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  4. Статья 169. Развратные действия;
  5. Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера;
  6. Статья 171Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией.
  7. Статья 171-1Вовлечение в занятия проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией.

Они разделяются на две группы:

- насильственные преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (ст.ст. 166, 167, 170, 171-1)

- ненасильственные половые преступления (ст.ст. 168, 169, 171) .

Объектом этих преступлений являются общественные отношения в сфере половой неприкосновенности и половой свободы граждан.

Потерпевшими могут быть лица как мужского, так и женского пола ( в преступлении, предусмотренном ст. ст. 166 – только женского пола, в преступлении, предусмотренном ч.2 ст. 170 – заведомо несовершеннолетние как мужского, так и женского пола, в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 168, 169 – лица, заведомо не достигшие шестнадцатилетнего возраста). Наличие родственных связей не влияет на квалификацию.

Объективная сторона данных преступлений выражается в совершении действий, посягающих на половую свободу или половую неприкосновенность. Составы этих преступления по конструкции объективной стороны являются либо формальными (их большинство), либо материальными (например, ч. 3 ст. 166).

Субъект преступлений может быть как общий (например, в ст. 167), так и специальный (например, в ст. 166 - лицо мужского пола, в ч.3 ст. 171 – родитель, педагог или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего). За преступления, предусмотренные ст. ст. 166 и 167 УК, уголовная ответственность наступает с 14 лет, за преступления, предусмотренные ст. ст. 168 и 169 – с18 лет, за остальные – с 16 лет.

Субъективная сторона всех преступлений характеризуется умышленной виной в виде прямого.умысла.

Общественно-опасные деяния, предусмотренные частями первыми статей 166 и 167 влекут уголовную ответственность лишь по требованию потерпевшего (ст. 33 УК).

plakat

Памятка «Внимание, родители!»

Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том, чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.

Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:

  1. Ведет взрослые разговоры об интимной жизни;
  2. Приобретает вещи и предметы, которые ранее ему не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
  3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися его сверстниками;
  4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых ребенок не может объяснить либо явно врет;
  5. Отказывается продолжать ходить на частные занятия, резко меняет свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не может объяснить причину своего поведения;
  6. Отказывается либо пытается избежать прохождения планового медицинского обследования;
  7. Старается больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становится замкнутыми;
  8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывает «про секреты» своим близким друзьям, жалуется на боли половых и внутренних органов.

В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.

 

свернуть

Профилактика суицидального поведения школьников

В рамках профилактической декады суицидального поведения школьников, 11.09.2020г. состоялась встреча учащихся 9 класса с настоятелем Православного прихода  храма святого равноапостольного князя Владимира в агрогородке Мухавец иерейем Ивановым Димитрием Валерьевичем.

свернуть

Профилактика наркомании

Современные родители все чаще беспокоятся о том, чтобы их дети не столкнулись с проблемой детской и подростковой наркомании. Для многих это кажется далеким и нереальным, но в некоторых случаях родители и дети оказываются в тяжелой ситуации, касающейся наркотической зависимости. Страхи и беспокойства родителей вполне объяснимы. Родительский контроль, к которому так привыкли сознательные мамы и папы, постепенно перестает распространяться на взрослеющего ребенка. Ребенок больше тяготеет к общению со сверстниками, даже с малознакомыми людьми, что нередко доставляет массу проблем родителям. Помимо всего прочего, сознание родителей тревожит масса той негативной информации, что подается сейчас всеми СМИ.

Так как же уберечь ребенка от наркомании? Почему одни становятся наркоманами, а другие нет? Как может повлиять на данную проблему семья?

Для профилактики детской наркомании родители в первую очередь должны давать ребенку достаточное количество внимания с самого раннего возраста. Многие дети развиваются в обстановке нехватки времени их родителей на игры и просто времяпрепровождение с ними. Между тем, общение с ребенком – ежедневное регулярное – залог правильного развития ребенка как личности, эффективная профилактика детской наркомании. Более того, если состоявшийся человек взрослого возраста может обходиться без внимания, то для ребенка именно внимание родителей встает на одну ступень с такими потребностями, как питание и сон. При нехватке внимания ребенок старается найти ему замену, чтобы создать вокруг себя комфортную обстановку. Если же родители потакают развитию привычки заменять их внимание на какой-то иной способ получения удовольствия, то тенденция к развитию всевозможных зависимостей становится еще сильнее.Любому ребенку для правильного развития необходимо самостоятельно накапливать жизненный опыт, переступать через трудности, радоваться победам и переживать поражения. Таким образом, происходит расширение границы интересов ребенка. Если не давать ребенку возможности для саморазвития и самосовершенствования, то он будет стремиться искать что-то новое в мире иллюзий, показать который ребенку могут наркотики и алкоголь. Родители в свою очередь должны быть крайне внимательными к поведению ребенка, чтобы вовремя обнаружить первые признаки того, что ребенок пристрастился к наркотикам. см. раздел "Профилактика наркомании".

Вот несколько простых советов как уберечь своего ребенка от употребления наркотиков:

  • Ищите повод поговорить с ребенком об этой проблеме. Если смотрите по телевизору сюжет о смерти от наркотиков, надо расставить акценты, обсудить, какие действия ведут к таким последствиям, но говорить следует без описания притягательных свойств наркотических веществ, без конкретных названий.
  • Ограничьтесь информацией – «…есть такое явление и люди от этого погибают…». Информация плюс последствия – необходимое звено любой профилактической работы.
  • Расскажите ребенку о значимости репутации семьи. Здесь вам необходимо надавить на честь и достоинство семьи в общем, и вас, как родителей, в частности. Вы должны объяснить ребёнку, что вред наркотиков распространяется не только на самого наркомана, но частично причиняется и его семье.
  • Объясните ребенку, что спорт, физическая сила, хорошая фигура и наркотики – вещи несовместимые.
  • Поддерживайте здоровые увлечения ребенка: хочет заниматься борьбой – пусть будет борьба, хочет футболом – пусть будет футбол…
  • Довод для девочек – их красота, привлекательность, которые растают, если употреблять наркотики.
  • Поддерживайте хорошие отношения с детьми, чтобы видеть, чем они интересуются, что с ними происходит.
  • Проводите больше времени вместе. Совместные походы в театры и музеи, совместные занятия спортом, путешествия и хобби будут настраивать ребенка на то, что жизнь увлекательна и без одурманивающих средств.

При этом каждый родитель должен понимать, что в проявлении внимания также должна быть мера, так как при избытке внимания ребенок растет балованным, что также может послужить толчком на пути формирования у него наркотической зависимости.

 «Если вам дороги ваши дети…»Задумайтесь, пожалуйста, над этим. Вот уже три десятилетия мир обеспокоен ростом наркомании. В нашей стране об этом говорили и писали исключительно как о проблеме Запада, которая нам не угрожает. Отсутствие гласности создавало иллюзию благополучия. Сейчас все осознали и представили масштабы опасности, т. к. число жертв наркомании неизменно увеличивается. Стремительность, с которой распространяется страшный социальный недуг, позволяет с полным основанием говорить о его заразительности. Волна наркомании захлестнула земной шар. Наркоман «заражает»,провоцирует 10-15 человек. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в сети наркомании чаще всего попадает молодежь. И поэтому, эта проблема очень актуальна на сегодняшний день. Сегодня «среднестатистический» наркоман – это молодой человек не старше 25 лет, проживающий в большом городе ,в семье со сравнительно хорошим достатком. Вы можете сказать, что вам об этом пока еще рано задумываться, т. к. ваши дети еще ходят в  школу, что потом, со временем, вы начнете их предостерегать от этой опасности. Но это не так. О проблеме наркомании и токсикомании следует задуматься уже сейчас. Нередко наркоманами и токсикоманами становятся сейчас дети. Стержнем нашего разговора будет профилактика социально опасных привычек детей и подростков. Надеюсь, что вы не оставите без внимания эти вопросы. Социальная опасность наркомании обусловливается еще 3 важными моментами. Во-первых, среди наркоманов высок уровень заболеваемости и смертности. Во-вторых, болезнь эта имеет выраженный криминогенный характер, т.к. люди, пораженные ею, как правило, отличаются асоциальным, преступным поведением. И, наконец, еще один важный факт: в последние годы у наркомании появился грозный спутник-СПИД, или синдром приобретенного иммунного дефицита. Его вирус передается от больного человека к здоровому.

Что такое наркомания ?

Под наркоманией в настоящее время подразумевается болезненное влечение к веществам или лекарственным средствам, признанным наркотическими. Эти наркотические средства оказывают специфическое действие на центральную нервную систему(угнетают или стимулируют деятельность мозга, вызывают нарушение мыслительных процессов, восприятия, поведения или настроения). Из наркотических препаратов наиболее часто употребляется опий, или его производные. (морфин, кодеин, дионин), синтетические препараты с морфиноподобным действием (промедол, омнопон), вещества, изготавливаемые из конопли (гашиш, именуемый также марихуаной, анашой), кокаин, а также средства, оказывающие выраженный снотворный эффект , например люминал. Если наркоман попеременно или одномоментно употребляет 2 или несколько наркотических препаратов, болезненное пристрастие называют полинаркоманией. Встречаются случаи, когда кроме наркотиков, принимают другое лекарственное средство, действующее на психику, например, алкоголь. В этом случае наркомания называется осложненной. Следует заметить, что в последнее время число таких осложненных наркоманий увеличивается. Коварство наркотиков кроется в их способности вызывать у человека на какое-то время эйфорию – состояние веселья, приподнятости, легкости, умиротворенности. Именно на эту приманку попадаются люди, испытывающие чувство неудовлетворенности, душевного дискомфорта, и не умеющие владеть своими эмоциями, а также подростки, которым любопытно испробовать на себе то, о чем они слышат по радио, телевидению, читают в газетах и журналах, или из общения друг с другом. Сознательно стать наркоманом вряд ли кому-нибудь хочется. Каждый, ступивший на путь общения с наркотиками, успокаивает себя тем, что с ним ничего страшного не случится. Самое страшное заключается в том, что после нескольких приемов употребления, у подростка возникает сильное желание вновь почувствовать испытанный однажды «кайф». Без приема дурмана окружающий мир начинает терять свою былую привлекательность, тускнеют его краски, уходит куда-то радость от общения с друзьями, родными, пропадает удовлетворение от учебы, появляется подавленность, тоска, беспричинный страх, неуверенность в себе. Иными словами, душевный комфорт становится возможным только на фоне наркотического опьянения. Так незаметно «баловство» переходит в психическую зависимость от наркотика. Вместе с потребностью в больших дозах наркотика, растет и нужда в деньгах на его приобретение. В конце концов подросток встает перед дилеммой : либо ежедневно искать значительные для подростка суммы денег окольными путями, каждый из которых неминуемо приведет к правонарушению, либо отказаться от употребления наркотика. Некоторые наркоманы на этой стадии делают отчаянную попытку вырваться из наркотического плена, но к сожалению, это почти никому не удается. Нужна помощь врача, потому что наряду с психической зависимостью к этому времени успевает сформироваться физическая. Теперь уже в ответ на отмену наркотика у подростка возникает состояние, сопровождающееся мучительной болью в мышцах, суставах, потливостью, дрожанием конечностей, резким нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Наркотическая боль –«ломка «,как ее называют наркоманы, - устраняется лишь приемом новой дозы наркотика. С ужасом подросток констатирует, что назад дороги нет . Спасти удается лишь тех, кто находит решимость обратиться в лечебное учреждение. У того , кто не в состоянии сделать это ,болезнь начинает стремительно прогрессировать. Динамика наркотической болезни у подростков отличается от течения наркомании взрослых : заболевание протекает более злокачественно. Значительно быстрее возникает тяжелое органическое поражение мозга, обусловленное хронической интоксикацией, прогрессирует оскудение интеллекта, нарушение внимания, памяти, снижается общительность, ослабляются дружеские и родственные привязанности, быстро теряются трудовые навыки, в 20 раз стремительнее, нарастают слабоумие и социальная деградация. Подростки  ничем не интересуются, не строят планы на будущее. Их помыслы подчинены единственной цели – достать наркотик. Ведомые наркотическим голодом, они становятся на путь правонарушений. Из желания иметь сообщника, которого можно в случая необходимости использовать для добычи наркотика, взрослые наркоманы вовлекают в свои компании малолетних подростков и приобщают их к употреблению дурмана. Новичку несколько раз дают попробовать бесплатно наркотик, после чего пристрастившийся к нему становится бесправным рабом того, кто может снабдить его наркотическим зельем. Не менее страшна и токсикомания. Желающие оглушить свое сознание стали для этой цели все чаще прибегать к помощи различных медикаментозных препаратов, близких по своему действию к наркотикам, но не внесенным в официальный список наркотических веществ. С этой же целью используются различные технические жидкости, препараты бытовой химии. Пристрастие к указанным веществам называется токсикоманией. После нескольких приемов организм привыкает к введению яда. Прием препаратов, действующих на психику, привлекателен для ребят тем, что они с самого начала вызывают приятные ощущения. Это побуждает к их повторному употреблению. Систематическое употребление препаратов, действующих на психику, и длительный контакт со средствами бытовой химии и техническим жидкостями приводят в первую очередь к различным нарушениям деятельности ЦНС. Достаточно 4 – 5 лет употребления наркотиков и токсических препаратов для того, чтобы наступила тяжелое органическое поражение мозга . Токсикомания страшна не только в  последней стадии, но и на начальном этапе, когда ребенок  впервые испытывает на себе действие того или иного препарата. Это первое знакомство может иметь для него трагический исход. Можно сказать без преувеличения, что токсикомания - это добровольное безумие, одна из форм самоубийства. Когда нам очень плохо, или напротив, когда душу переполняет радость, мы идем к другу. Таким образом одним из самых страшных последствий наркомании, токсикомании является изменение личности человека. Таким образом ребенок с деформированными личностными качествами становится источником социальной опасности.

Какое наказание предусмотрено законодательством Республики Беларусь в сфере незаконного оборота наркотиков?

За преступления в сфере незаконного оборота наркотиков применяется широкий спектр основных наказаний:
штраф;арест (санкции до шести месяцев);исправительные работы (санкции до двух лет);ограничение свободы (санкции до пяти лет);лишение свободы (санкции от двух до пятнадцати лет).

Как оценивает закон изготовление и распространение наркотиков?

В Республике Беларусь потребление наркотиков не является наказуемым, однако сопутствующие этому деяния (хранение, приобретение и иные) попадают под действие Уголовного кодекса Республики Беларусь:хищение наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ;незаконный оборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ) как с целью их сбыта, так и без цели сбыта;посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов с целью сбыта или изготовления наркотических средств;нарушение правил обращения с наркотиками (правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов);склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;организация либо содержание притонов для потребления наркотиков (т.е. предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, а также организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание);подделка рецептов с целью незаконного приобретения в аптеках наркосодержащих медпрепаратов.

свернуть