Обучающимся

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

                                                                                 Д.И.Писарев

Учись слушать!

•   Приведи в порядок рабочее место — пусть нич то не отвлекает внимания.

•  Сосредоточься, настройся на восприятие мате риала. Прими удобную, но не расслабленную позу. Помни: когда расслаблено тело, ослабевает и вни мание.

•   Вникни в суть формулировки темы лекции.

•   Осознай поставленную цель.

•   Изучи план лекции.

•   Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рас сказе — таким образом учитель подчёркивает и вы деляет главные, существенные мысли.

•   Старайся представить услышанное.

•   Сопоставляй новую информацию с уже имею щимися знаниями.

•   Выдели в лекции основные мысли, положения, сгруппируй их вокруг темы лекции.

Учись вести записи с голоса!

•   Не начинай записывать материал с самых первых слов учителя — дослушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.

•   Приступай к записи текста в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, на чинает её комментировать.

•   Не старайся записывать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись труднее вести): отбрасывай второстепен ные слова — те, которые не влияют на смысл рас сказа.

•   Сокращай слова. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.

•   Старайся писать быстрее (не менее 120 букв в минуту).

•   Если в лекции встречаются непонятные места, оставь для их прояснения место в тетради, а после урока уточни у учителя и запиши.

•   Используй общие правила написания конспек та (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.)

•   В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допи ши текст, подчеркни главное и т. д.

Правила записи текста

1.     Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как мож но больше текста (это улучшает его обзор).

2.     В тексте необходимо применять выделения и разграничения:

•   подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
записи выделения лучше делать чернилами, кото рыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует пре вращать текст в пестрые картинки);

•   отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;

•   пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;

•   нумерация пунктов;

•   выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, прави ла, законы).

Со временем у тебя выработается своя система выделений.

3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

Правила составления конспекта

Конспект — это краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематичес кий, опорный.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования:

1)    Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

2)     Выясни в словаре значение новых слов, вы пиши их в тетрадь.

3)     Вторичное чтение сочетай с записью основ ных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами запи си текста.

4)     Прочитай конспект еще раз, доработай его.

План-конспект

План-конспект — это сжатый в форме плана пе ресказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, бы стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать свои мысли, по зволяет усвоить материал уже в процессе изуче ния. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако рабо тать с ним через некоторое время трудно, так как содержание материала плохо восстанавливается в памяти.

Этапы работы:

1)          Составь план прочитанного текста или вос пользуйся готовым.

2)    Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную фор му записи.

3)    Самостоятельно сформулируй и запиши вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект

Текстуальный (цитатный) конспект — это конспект, созданный из отрывков подлинника — цитат.

Характеристика конспекта: строится из выс казываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако не способствует активной мыслительной работе и служит лишь для иллюстрации изучаемой темы.

Этапы работы:

1)    Прочитай текст, отметь в нем основное содер жание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.

2)    Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Формы записи могут быть различными.

Свободный конспект

Свободный конспект — это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: требует серьёзных усилий по составлению; способствует хорошему усвоению материала, требует умения активно ис пользовать все типы записей: планы, тезисы, вы писки.

Этапы работы:

1)          Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глу боко осмысли.

2)    Сделай основные выписки мыслей, цитат, составь тезисы.

3)    Используя подготовленный материал, сфор мулируй основные положения по теме.

Тематический конспект

Тематический конспект — это конспектирова ние ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.

Характеристика конспекта: может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать име ющиеся знания и личный опыт; используется в про цессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

1)     Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по теме или в хронологическом порядке.

2)     Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

3)     Пользуясь таким планом, кратко изложи осознанный материал.

Правила составления тезисов

Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, мысль.

Этапы работы:

1.     Ознакомься с содержанием материала. Обра ти внимание на шрифтовые выделения, это помо жет в дальнейшей работе над текстом.

2.     Разбей текст на смысловые блоки с помощью плана или подчёркиванием.

3.     Определи главную мысль каждой части и под черкни её.

4.     Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формули ровку в тексте.

5.     Пронумеруй тезисы — это позволит сохра нить логику авторских суждений.

6.     Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.

Правила подготовки рефератов

Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. д.

Этапы работы:

1.     Подбери литературу по изучаемой теме, озна комься с её содержанием.

2.     Пользуясь закладками, отметь наиболее значительные места или сделай выписки.

3.     Составь план реферата.

4.     Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и написанный план, на пиши реферат, в заключение обязательно выра зи своё отношение к излагаемой теме и её содер жанию.

5.     Прочитай текст и отредактируй его.

6.     Составь тезисы реферата, которые помогут в его защите.

Реферат должен иметь следующую структуру:

•   Титульный лист (содержит название учрежде ния, фамилию, имя, отчество автора и руководите ля работы, название работы, место расположения учреждения образования, год).

•   Содержание (включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами).

•    Введение (кратко определяет актуальность проблемы, задачи реферата).

•    Основное содержание (раскрывает основные положения обсуждаемой проблемы, может содер жать иллюстративный материал, практические ас пекты — исследования).

•  Актуальная часть, которая делится на главы.

•  Заключение.

•   Список литературы в алфавитном порядке с указанием года и места.

•   При необходимости — приложения.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках ука зывается номер по списку литературы, страница источника).