Музей

Музей «Боевой и трудовой славы» п. Мухавец расположен в ГУО «Средняя школа п. Мухавец».
Адрес: п. Мухавец, ул. 60 лет Октября, д.45

Работа по сбору экспонатов началась в 1967г. учительницей русского языка и литературы Босацкой Татьяной Васильевной. На основании собранных материалов 8 мая 1975г. был открыт музей. Материалы были оформлены художником Овчинниковым. 1983г. был обобщен опыт работы музея. Создан буклет «Подвиги отцов в наследство сыновьям». В музее школы сейчас около 1000 экспонатов – это фотографии, документы разных лет, письма военнослужащих, предметы быта белорусской деревни, предметы времен Великой Отечественной войны и прочее.
Разделы школьного музея:
«История создания музея» (не оформлен)
«Так было» о истории Мухавецкого сельского совета до 1917г. (не оформлен)
«За землю, за волю, за лучшую долю» о наших земляках на фронтах гражданской войны (оформлен)
«Сергей Ефимович Богданчук» история жизни, а также о КПЗБ В Западной Беларуси и непосредственно в Брестском районе (не оформлен)
«Великая Отечественная война» (оформлен) подразделы: «Начало войны» о 204ГАП И 22танковой дивизии; «Осень 1942» о расстрелах местных жителей и жен и детей военнослужащих осенью 1942г. в Мухавецком сельском совете; «Партизанский отряд им. Чернака»; «160 Брестская стрелковая дивизия»; «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны».
«Воины - интернационалисты» (оформлен)
«История развития хозяйства» (не оформлен)
«Ими гордится школа» (не оформлен)
На все не оформленные разделы собран и обработан материал.
Руководителем музея на данный момент является Борисюк Юлия Александровна.

Память поколений. С помощью школьных музеев рассказываем о подвигах героев времен ВОВ

ДОВОЕННАЯ ИСТОРИЯ МУХАВЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА

C. Е. Богданчук

Формирование партизанского движения в Брестском районе

За хлеб, за волю, за лучшую долю

Наши учителя

Культурно-образовательные практики современного музея учреждения образования в рамках республиканской акции «Эстафета музейного опыта»

 

        Историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь невозможно изучать историю своей страны без исторических источников, фактов и артефактов местного значения.

Невозможно добиться успехов в образовательном процессе без активизации учебно-познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.    В связи с этим, изучение своего края в контексте истории Беларуси решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая и музейная работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.

        В Государственном учреждении образования «Средняя школа п. Мухавец» работает школьный музей «Боевой и трудовой славы»

        Работа по сбору экспонатов началась в 1967г. учительницей русского языка и литературы Босацкой Татьяной Васильевной.

        На основании собранных материалов 8 мая 1975г. открыт музей. Материалы были оформлены художником А.И. Овчинниковым.

        1983г. обобщен опыт работы музея. Создан буклет «Подвиги отцов в наследство сыновьям». В музее школы сейчас до 1000 экспонатов – это фотографии, документы разных лет, письма военнослужащих, предметы быта белорусской деревни, предметы времен Великой Отечественной войны и прочее.

        Разделы школьного музея:

- «История создания музея»

- «Так было» о истории Мухавецкого сельского совета до 1917г.

- «За землю, за волю, за лучшую долю» о земляках на фронтах гражданской войны

- «Сергей Ефимович Богданчук» – пламенный борец за объединение Западной Беларуси с БССР история жизни, а также материалы о КПЗБ в Западной Беларуси и непосредственно в Брестском районе 

- «Великая Отечественная война» подразделы:

«Начало войны» о 204ГАП и 22танковой дивизии;

 «Осень 1942» о расстрелах местных жителей, жен и детей военнослужащих осенью 1942г. в Мухавецком сельском совете;

«Партизанский отряд им. Чернака»;

«160 Брестская стрелковая дивизия»;

«Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны».

- «Воины - интернационалисты»

- «История развития хозяйства»

- «Ими гордится школа»

 

       Музей является особым местом сбора, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность.

Изучение истории Беларуси тесно переплетается с историей родного поселка, семьи, окружающих людей. Местный исторический материал является средством активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации исторических событий. Прежде чем его использовать в учебном процессе, необходимо проанализировать программу по учебному предмету «История Беларуси» и определить его место, связь с общеисторическим материалом.

Анализ программы по учебному предмету «История Беларуси» на определение места музейного материала, связь с общеисторическим материалом.

 

Класс

Тема урока

Музейный материал

Развитие ключевых компетенций

8

Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине XIXв.

Наш край в конце XVII –середине XIXв.

Наш край  во второй половине XIX – XXв.

Предметы быта белорусской деревни XIX века (прялка, ткацкий станок, маслобойка, деревянные весы, глиняная посуда, лапти, утюги на углях, колун)

Деятельность, позволяющая учащимся усваивать культурные образцы и создавать новые

9

БССР в годы новой экономической политики

Денежные знаки (купюры) периода 1919-1924гг.

Умение анализировать, устанавливать связи и отношения

9

Западная Беларусь в составе Польши

Материал о Сергее Ефимовиче Богданчуке, фотографии, личные вещи

 

Знания о человеке, его мировосприятии, личном подвиге, соотнесение своих жизненных ценностей и идеалов с понятием Родина

 

9

Начало Великой Отечественной войны

 

Стенд «204 ГАП, 22 танковая дивизия» Письма ветеранов 204 гаубично-артиллерийского полка и 22 танковой дивизии. Воспоминания о первых часах Великой Отечественной войны

 

Осознание трагических событий начала Великой Отечественной войны, ценностное отношение к миру

9

Германский оккупационный режим на территории Беларуси

Стенд «Осень 1942г.» Информация о местных жителях, женах и детях советских военнослужащих, расстрелянных в октябре 1942г на территории Мухавецкого сельского совета.

На примерах геноцида белорусского народа формирование ценностного отношения к подвигу советского воина-освободителя Уважительное отношение к жизни, осознание боли и горя, которое может принести война.

9

Развёртывание борьбы против оккупантов

 

Стенд «Партизанский отряд им. Чернака». Карта расположения партизанских отрядов на территории Брестской области. Письма с воспоминаниями партизан

 

Понятие подвига на примере жизненного пути земляков, возможность провести параллель со своими идеалами и ценностями

 

9

Коллективизация сельского хозяйства БССР

 

Заявления в колхоз им. Чкалова, датируемые 1949г., книга учета рабочего времени (трудодни)

 

Умение добывать информацию из различных источников, обобщать, делать выводы,

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся

 

Использование краеведческого материала на уроках истории Беларуси способствует формированию ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. Именно исторический краеведческий (музейный) материал дает учителю возможность заинтересовать учеников предметом «История Беларуси». Музейные экспонаты расширяют возможности образовательного процесса.

Практика изучения истории Беларуси показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Основными критериями отбора и включения в урок краеведческого материала являются следующее: научная достоверность, типичность для данной местности, соответствие программе и основному содержанию темы урока, доступность, выразительность и убедительность материала. В зависимости от содержания музейного материала, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал изучается до прохождения темы, в начале изучения, в его ходе и конце. Материал является или конкретизацией основных вопросов урока, или дополнением к основному вопросу.

Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися исторического процесса. Чем ближе «объект» изучения, тем понятнее и привлекательнее он для ребят. Поэтому, необходимо изучать материал по следующей вертикали: события всемирной истории, события в нашей стране, в нашем районе, поселке.

На уроках применим метод визуализации, с целью усилить восприятие учебного материала. При использовании этого метода представления и понятия учеников формируются не столько на основе рассказа учителя, сколько на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Это помогает не просто знать даты и события, имена исторических личностей и исторические памятники, но и сформировать образные представления и понятия об историческом прошлом. Например, на уроке по теме «БССР в годы новой экономической политики» (9 класс) учащиеся знакомятся с экспонатами музея – денежные знаки (купюры) периода 1919 – 1924. Это позволяет дать более полное представление о событиях прошлого. На уроке по теме «Развертывание народной борьбы против немецких оккупантов в» (9 класс) – изучают карту схему 1962 года, где обозначены партизанские отряды Брестского района и области. На уроке «Западная Беларусь в составе Польши» (9 класс) –  книгу о воспитании на польском языке, 1932 года издания, а также рассказ о польской школе, которая находилась в Хуторах Романовских (так ранее назывался п. Мухавец).

При использовании экспонатов школьного музея, у учащихся формируются образные представления, возникает чувство сопричастности к историческим событиям. Это является хорошей базой для логического перехода от знакомства с экспонатами к обобщениям и выводам, которые необходимо сделать на уроке. Например, на уроке по теме: «Вклад белорусского народа в Победу над фашистской Германией» (9 класс) учащиеся изучают материал о земляках. В школьном музее хранятся материалы о жителях Мухавецкого сельского совета, которые участвовали в боях в годы Великой Отечественной войны. Часть урока проходит в музее, где есть стенд: «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны». Учащиеся видят знакомые фамилии и понимают, что война - это не сухие цифры о погибших, это конкретная жизнь и выбор конкретных людей. На уроке идет показ презентации «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны», которую подготовили учащиеся школы для участия в районной детской научно-практической конференции.

        Школьный музей является средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Героические события отечественной истории, способствуют патриотическому воспитанию молодежи. Например, материал стендов «Наши земляки на фронтах Гражданской войны», «С.Е. Богданчук – пламенный борец за объединение Западной Беларуси с БССР (письма его брата Александра Богданчука), «Партизанский отряд им. Чернака», «Воины интернационалисты». Особое значение имеет материал о расстрелянных женах, детях советских военнослужащих и местных жителях в годы Великой Отечественной войны.

            Во время проведения внеклассных мероприятий организуется поход на Плянту – место расстрелов жен и детей советских военнослужащих. У учащихся возникает чувство сопричастности к горю погибших людей и осознание того, что несмотря ни на что наши предки одержали победу в такой тяжелой войне, вызывает чувство благодарности и гордости за их подвиг.

Изучая темы по истории «Народная культура», «Наш край» (6-8 классы), используются предметы быта людей этой эпохи, хранящиеся в музее. Это деревянные весы XIX века, деревянная маслобойка, ткацкий станок, глиняная посуда, ручники, утюги на углях, лапти, плетеная утварь и многое другое. Во время экскурсии в музее, учащиеся не только смотрят экспонаты, но и держат их в руках. Они  сами объясняют для чего нужен тот или иной предмет.  Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. У обучающихся повышается мотивация к учебной деятельности.

Выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное и экономическое значение родного края в развитии и укреплении государства. Например, на уроке по теме: «Коллективизация сельского хозяйства БССР» можно посмотреть заявления в колхоз им. Чкалова (который сформировался первым на территории Мухавецкого сельского совета) датируемые 1949 г., а также книгу учета рабочего времени, где отмечались трудодни (материал хранится в архивах школьного музея). Учащиеся делают вывод, что только совместными усилиями рабочих и крестьян можно было укрепить экономическую безопасность страны.

Программой по предмету «Истории Беларуси» (8-9 класс) предусмотрено проведение уроков по теме «Наш край». Чтобы активизировать познавательную деятельность предлагаю учащимся приготовить небольшие сообщения о родственниках или земляках тружениках поселка. Такая работа способствует восприятию тесной связи поколений, формирует у учащихся гордость за свою семью, а, следовательно, и за свою страну. Приятно видеть удивление учащихся, когда на уроках рассматриваем родословные, написанные их родителями (родословные хранятся в архивах школьного музея). Это позволяет проследить связь поколений и нацелить на достижения в будущем.

Значительную роль в воспитании национального самосознания играют темы по предмету «Истории Беларуси» "Культура Беларуси XIX - XX вв.". Например, по теме "Культура Беларуси на современном этапе" рассматриваются вопросы состояния и перспективы белорусской культуры на современном этапе. При изучении темы акцентирую внимание на достижениях культуры в нашей местности. На уроке используются материалы жизненном пути и творчества Леонида Филатова. Детство писателя было сложным, он малолетний узник концентрационного лагеря. Жизнь Леонида Филатова позволяет учащимся на конкретном примере понять, что каждый отдельный человек сам творит свою судьбу и может добиться многого.

        Для эффективного использования краеведческого материала необходимо использовать методы работы с материалом, адекватные возрасту учащихся и их опыту, способностям. Для занятий отбираются те задания, которые дают “ключ” для усвоения темы, время подумать, учитывается темп работы каждого учащегося и его способности. На музейных материалах, безусловно не построишь весь учебный процесс, но с их использованием можно прекрасно разнообразить урок и тем самым сделать его максимально эффективным. История как предмет в силу своих специфических особенностей является подходящей сферой для использования краеведческих узейных) материалов. Это помогает создать увлекательную ситуацию на занятиях, творчески раскрыться ученику.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.

В музее проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.  От урока в классе урок в музее отличается тем, что основным источником информации является не рассказ учителя, а подлинные памятники истории и культуры, экспонируемые в музее. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Экскурсия позволяет не только расширить знания, но и повторить пройденный материал. Занятия в музее проводятся в вопросно-ответной форме, чтобы закрепить материал, ранее пройденный на уроках.

                  Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

 

Руководитель музея Ю.А. Борисюк

 

 

 

свернуть

Буклет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
Ещё в этом разделе