Определение и классификация суицидального поведения

Самоубийство (суицид) - намеренное, осознанное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) - это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
Суицидальное поведение - аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым желанием умереть. Суицидальное поведение у детей и подростков может нести в себе как черты «манипулятивности», так и выраженные интенции к смерти. Как правило, суицидальный акт или намерения одновременно обусловлены противоречивыми мотивациями: с одной стороны - «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика, с другой стороны – избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти.
Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на значимых других

Суицидальные акты и намерения могут носить яркий, театрализованный характер. Действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или наказать обидчика, вызвав у него чувство вины или обратив на него возмущение окружающих, и доставив ему серьезные неприятности. Суицидальный акт часто совершается в том месте, которое связано с эмоционально значимым лицом, которому он адресован: дома -родным, в школе - педагогам, либо сверстникам и т.д. Такого рода действия, направленные «во вне», как правило, свидетельствуют о нарушенных отношениях между ребёнком (подростком) и его ближайшим окружением (родители, сверстники и пр.). В данной ситуации можно предположить, что, либо ребёнок (подросток) не может проявить свои потребности иным (адаптивным) способом, либо его ближайшее социальное окружение игнорирует «более слабые» сигналы. Следует помнить, что даже «демонстративное» поведение может заканчиваться смертью. В качестве примера можно привести религиозные суициды - частым мотивом действий является протест, но следствием - смерть. Даже в случае полного отсутствия мотивов смерти, суицидальные акты могут носить тяжёлые последствия вследствие недоучёта ребёнком (подростком) обстоятельств, незнания летальности определённых средств (медикаменты, химикаты). Любая форма аутоагрессии требует терапевтического подхода. Ярлыки «демонстративный», «манипулятивный» привносят морализаторский и осуждающий оттенок, что препятствует налаживанию отношений с ребёнком (подростком).

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта (сильных эмоций), который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь может появиться мысль, чтобы расстаться с жизнью. Аффективное суицидальное поведение с трудом прогнозируется и с трудом поддается профилактике.

Суицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти

Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от чувства вины знакомых и близких.Памятка родителям о порезах и других формах самоповреждающего поведения у подростков

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПОРЕЗАХ И ДРУГИХ ФОРМАХ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Самоповреждение – это сознательное причинение себе физического вреда. Чаще всего это порезы. Но могут быть и другие формы (например, ожоги, царапины, девушки часто рвут на себе волосы).

Самоповреждающее поведение – это комплекс действий аутоагрессивного характера, нацеленных на причинение физического вреда собственному телу. Суицидальные намерения отсутствуют, нанесение физического ущерба помогает справиться с негативными переживаниями.

Зачем дети это делают?

Причинение сознательного физического вреда себе – это способ справится с отрицательными эмоциями, с которыми человек не справляется по-другому.

Часто это попытка заглушить эмоциональное страдание физической болью.

На какое-то время это получается. Но самоповреждение приносит только временное облегчение и может превратиться в порочную привычку. Вместо того, чтобы научиться справляться со своими переживаниями, человек будет дальше резать себе кожу на руках или делать что-то еще подобное, а переживания в итоге никуда не денутся.

Основные факторы риска развития самоповреждающего поведения:
· Межличностные (проблемы со сверстниками, педагогами, травля, общение с подростками, наносящими самоповреждения, отсутствие друзей);
· Ситуационные (денежные долги, смерть близкого человека, «любовные» проблемы, тяжелые болезни, сексуальное насилие, сексуальная неудача, раскаяние за совершенные действия);
Эмоциональные (перфекционизм, большое количество эмоций у подростка, страх и неумение управлять своими эмоциями, избыточная сексуальность, нарушения настроения).
Семейные (отсутствие теплых, доверительных отношений, отсутствие любви, смерть или развод в семье, семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей, дисфункциональная семья, семейные саморазрушающие формы поведения членов семьи, безразличие к ребенку, отсутствие эмоциональной связи с ним, прессинг «успеха»).
Признаки того, что подросток прибегает к самоповреждению

Самоповреждение обычно скрывают. Но все же насторожить должно следующее:

– порезы, ожоги, следы укусов, синяки или безволосые участки непонятного происхождения;

– ношение одежды, полностью закрывающей руки и ноги, даже в жаркое время года, – человек избегает занятий спортом или переодевания в присутствии других;

– следы салфеток со следами крови в мусорном ведре;

– повышенный интерес и собирание острых предметов;

– самоизоляция, отчуждение от друзей и родных;

– плохое настроение, потеря интереса к жизни, депрессия или взрывы гнева;

– самообвинения, разговоры о своей несостоятельности, бесполезности или безнадежности.

Важно помнить, что эти проявления могут иметь другие причины и не всегда означают, что человек наносит себе повреждения. Какие-либо тревожные признаки могут вообще отсутствовать.

Очень часто молодые люди, прибегающие к самоповреждению, крайне требовательны к себе и не выставляют чувства напоказ. Признаться кому-то в том, что они наносят себе повреждения, или вообще говорить о своих проблемах, для них мучительно трудно. Чаще всего следы самоповреждений скрываются, и очень искусно.

Как реагировать?

Первой и наиболее часто встречающейся реакцией родителей является паника, а иногда и гнев. Это нормально и вполне объяснимо Скорее всего, вам захочется сказать что-то вроде: «Что это такое? Что ты вообще делаешь?» или «Прекрати немедленно, и чтоб я этого больше не видел(а)!». Да, вы этого больше не увидите. Потому что подросток будет тщательнее скрывать следы самоповреждения или выберет другое место на теле, более скрытое от глаз. Но вряд ли это прекратится от одного вашего окрика.

Помните, что дети и молодые люди, которые пытаются решить свои эмоциональные проблемы через причинение себе физической боли, часто одновременно страдают от чувства вины и стыда. Бравировать следами от порезов они могут только среди тех, кто делает то же самое. Но в основном они не хотят говорить об этом и показывать это.

Важно сохранять спокойствие и пытаться наладить честный и открытый диалог.

Нападки, шквал вопросов и взрыв эмоций приведут только к тому, что ребенок замкнется и вообще перестанет разговаривать. Вместо этого задавайте вопросы, предполагающие развернутый ответ, о том, что человек чувствует. Помните, что самоповреждение – только симптом другой, более глубокой проблемы. Попытайтесь понять, в чем причина такого поведения. Часто подростки и молодые люди, прибегающее к самоповреждению, не могут объяснить, что с ними происходит. Попробуйте разобраться вместе.

Не начинайте открытое противостояние. Присматривайте за ребенком, но не устраивайте слежку.

Соблюдайте границы и не бойтесь здоровой дисциплины. Дисциплина в семье дает ребенку ощущение безопасности и эмоциональной стабильности.

Если вы чувствуете себя уверенно, спросите у ребенка, стоит ли убрать предметы, которыми он или она наносит повреждения – поможет ли это справиться с самоповреждением или, напротив, тогда найдется предмет, более опасный для здоровья?

Если вы чувствуете, что не справляетесь сами, обратитесь за помощью к психологу. Не вините себя. Сохраняйте спокойствие. Уравновешенная, поддерживающая реакция родителей – одно из важнейших условий для восстановления подростка.